Яма - этические ограничения, правила поведения, на основе которых мы строим взаимоотношения с окружающими нас людьми, Природой.
В Яму входят:
1. Ахимса - непричинение вреда ни себе. ни другим людям, Природе (растениям, животным и т.д.).
Люди являются частью Природы, обмениваются с ней энергией и веществами. Следовательно, человек имеет право брать из Природы в допустимых пределах то, что ему необходимо для жизни. И это будет в рамках этики. Этичность поведения природного организма определяется его природным устройством: хищник будет убивать животные организмы, травоядное - растительные. Что необходимо для сохранения организма и вида организмов - этично. Сверх того - уже не этично, так как в Природе всё сбалансировано и нет ничего лишнего. Взятое сверх необходимости собственного сохранения отбирает то, что отпущено на существование других. За излишне взятое - придётся платить.
Существуют ступени развития всего живого или "царства природы" (царство минералов, царство растений, царство животных, царство человека и т.д.). Низшие царства обеспечивают существование более высоких: растения потребляют минеральные соединения, животные (и хищные и травоядные) употребляют и минеральные вещества, и растительные организмы и т.д. Человеку разрешено и допустимо употреблять организмы низших царств для своей жизни (очистив и перестроив под себя пространство, на жильё, на одежду, на питание). Если это делается ради развлечения, удовлетворения страстей, по бесхозяйственности и т.п. - появляются кармические долги. Кроме того, нельзя брать из Природы столько организмов, что может привести к исчезновению какой-то их части. Человек должен сохранять природные ресурсы, давая им время и возможность восполняться, а иногда и помогать им в этом. Возврат отходов жизнедеятельности обратно в природную среду должен не превышать возможностей экологической системы данной среды по их переработке;
- осторожность в мыслях, словах, поступках, делах, желаниях, состояниях (более глубокое понимание Ахимсы: непричинение вреда ни себе, ни другим в мыслях, словах, поступках, делах, желаниях. состояниях);
- это умение любить себя и окружающих нас людей, Природу; умение нарабатывать и поддерживать состояние Вселенской Божественной любви. Практика Ахимсы делает человека бесстрашным (чистые мысли негативных ситуаций не привлекают). Если человек укрепился в Ахимсе, в его присутствии все остальные люди прекращают враждовать и злиться.
2. Сатья - правдивость.
Правдивость - это соответствие, согласие мысли, слова и дела;
- не обманывать, уходить от ответа (в общении соблюдать привило Ахимсы - непричинение вреда);
- не нарушать обещаний, уметь рассчитывать на свои возможности (трезво оценивать себя, свои возможности);
- быть бесстрашным в общении (не забывая об уважительном отношении к собеседнику).
3. Астея - отсутствие стремления к обладанию чужим; неприсвоение того. что тебе не положено (частный случай - несовершение воровства);
- умение сдерживать свои мимолётные желания;
- не решать вопросы насилием, а искать способы договориться;
- любые взаимоотношения должны быть обоюдовыгодными, иначе они теряют смысл: (частный случай: не подчи- нять насильственно другого человека себе - строить уважительные взаимоотношения - не отдавать свою жизнь в распоряжение другого);
- НЕ ИСКАТЬ ЛЁГКИХ ПУТЕЙ, искать свой собственный путь.
4. Апариграха - неприятие даров, за которые остаёшься должником;
- не допускать ситуаций, в которых ты остаёшься должником (принимай подарки от "чистого сердца" или от "Души");
- не допускать ситуаций, в которых тебе остаются должны (дари подарки от "чистого сердца" или от "Души");
- если отдаёшь что-то другому, забудь об этом навсегда (нарабатывай альтруизм - это умение отдать, поделиться тем что у тебя есть без ущерба для себя и без желания возвратить то, что отдал или получить взамен что-то другое; отдать - и забыть);
- не подавай надежд;
- не надейся, а ДЕЛАЙ.
5. Брахмачарья - контроль за семяизвержением (только для мужчин).
Брахмачарья - это не принятие обетов безбрачия. Обеты, клятвы - это своего рода наложение программ, действие которых ограничивает движение человека в направлении своего эволюционного развития (обеты и клятвы, принятые в одно время и в одних обстоятельствах, в другое время и в других обстоятельствах могут быть помехой в развитии).
- управление продолжением рода (семяизвержение только для продолжение рода);
- не высказывать желаний в пустоту.
Гололобов Владимир.